Главная
Новости
О компании
Сфера Деятельности
Технологич. проектирование
Наши проекты
Статьи
Лицензии
Вакансии
Контакты

Наш адрес:

105043, МОСКВА,
Первомайская ул., 58Б

тел:    (499) 165-59-12

факс: (499) 165-60-60

E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script


Сертификация качества и безопасности зерна упразднена

Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в преддверии II Международной конференции «Зерновой Юг» рассказал порталу IDK.ru о законодательных изменениях в сфере контроля за качеством зерна в России.


IDK.ru: Сергей Алексеевич, в прошлом году в закон «О зерне» внесли значительные поправки. Какие еще изменения произошли в сфере госконтроля над зерновой промышленностью?


- Да, действительно,  18 июля 2011 г. принят  Федеральный  закон  от  № 242-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам  осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вследствие чего утратила силу  глава VI   Закона    Российской  Федерации  от 14  мая 1993 г. № 4973-1   «О зерне»,  предусматривающая положение о том, что  государственный надзор и контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Также, с 21 октября 2011 г.  утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ  «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который устанавливал обязательную проверку соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов.

 

IDK.ru: Какие последствия это может повлечь для отрасли?


- Сегодня Российская Федерация может стать единственной страной из числа крупнейших производителей, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В настоящее время отсутствует  основной нормативный акт, определяющий правовые  основы исполнения  Россельхознадзором полномочий  по осуществлению государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, сохранения статуса нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок. Повышается вероятность экспорта зерна, не отвечающего по характеристикам требованиям стран-импортеров, что может стать причиной наложения запрета на импорт зерна из России.
С отменой подзаконных нормативных актов в сфере контроля качества и рационального использования зерна будет утрачен единый порядок учета зерна на ключевых для зерновой отрасли объектах — элеваторах и зерновых складах. Государственные органы уже сегодня не имеют возможности контролировать достоверность проведения анализа характеристик зерна специализированными лабораториями.
Создается также возможность для занижения  характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для произвольных изменений характеристик зерна при последующем обороте. Следствием является сокращение доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, повышение риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям по безопасности. Проводимые Россельхознадзором обследования отдельных партий зерна подтверждают тенденцию увеличения объемов оборота зерна, представляющего опасность для населения и сельскохозяйственных животных.
В результате государственного  контроля экспортируемого  зерна  Россельхознадзором ежегодно выявляется до 30 %  некачественной и опасной продукции, вывоз которой с территории Российской Федерации предотвращается и допускается только после соответствующей ее доработки до требований качества и безопасности страны-импортера.  В результате государственного контроля импортируемого зерна и продуктов его переработки  ежегодно выявляется от 10 до 27 % опасной и некачественной продукции.
Упразднение сертификации зерна и продуктов его переработки  государственными органами при внешнеторговых операциях создает угрозу для наложения эмбарго на закупку российского зерна странами-импортерами. Примером служит отказ Египта от закупок украинского зерна после нарушений требований к ввозимому зерну.

 

IDK.ru: Как, в связи с данными поправками, теперь осуществляется государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки?


- Информация, поступающая от  территориальных управлений Россельхознадзора, свидетельствует, что региональными органами Генеральной прокуратуры из сводного плана проверок Россельхознадзора на 2012 год  исключены контрольно-надзорные мероприятия в целях обеспечения государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.
Сертификация качества и безопасности  зерна и продуктов его переработки, как основное направление государственного контроля, упразднена. Таким образом, контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе) в Российскую Федерацию, практически не осуществляется. В настоящее время сертификат качества с показателями безопасности на зерновую продукцию выдается на добровольной основе, по  желанию заявителя.
Зерно и продукты его переработки включены в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», которым установлены единые обязательные для применения и исполнения требования государств-членов Таможенного союза к зерну, вступит в силу с 1 июля 2013 года. Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям этого регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.
Следует отметить, что при подтверждении  соответствия в форме декларирования, пробы для подтверждения соответствия зерна и продуктов его переработки самостоятельно отбираются заявителем и представляются им в испытательную лабораторию – (центр). Таким образом, отсутствует объективность при отборе пробы и достоверность полученных результатов.
При сертификации зерна и продуктов его переработки отбор проб от каждой конкретной партии осуществляется уполномоченными на то лицами в присутствии заявителя. Проведение работ по подтверждению соответствия зерна и продуктов его переработки по показателям качества и безопасности осуществляется аккредитованными Россельхознадзором  испытательными лабораториями (центрами). Достоверность полученных результатов испытаний при сертификации продукции  намного выше,  чем при ее декларировании.

 

IDK.ru: На Ваш взгляд, какие меры необходимо предпринять, чтобы удержать качество зерна и продуктов его переработки на высоком уровне?


- Для предотвращения указанных негативных последствий для отечественного зернового хозяйства представляется необходимым формирование новой системы государственного контроля и надзора за качеством в сфере оборота зерна и продуктов его переработки. Указанная система должна включать не только контроль показателей качества, но и учет движения зерна при производстве, закупке, хранении, переработке, транспортировке, реализации и утилизации. Это обеспечит формирование достоверной информации о зерновых ресурсах страны и возможности их использования.
Реализация этих предложений должна обеспечиваться путем сертификации качества зерна и декларирования его оборота. Должно быть обеспечено  утверждение необходимых порядков (выдачи сертификата качества зерна и продуктов его переработки; количественного и качественного учета зерна и продуктов его переработки при закупке, хранении, переработке, транспортировке и реализации; представления декларации оборота зерна лицами, осуществляющими деятельность по производству, хранению, переработке и утилизации зерна).
Выдача сертификатов обеспечит подтверждение государственными органами характеристик зерна, реализуемого на внутреннем и внешнем рынках, а также ввозимого на территорию Российской Федерации. Таким образом, необходимо внести изменения в законодательство  Российской Федерации, устанавливающие соответствующий вид государственного контроля (надзора).
Учитывая международную практику, мы считаем целесообразным  возложение функций государственного контроля и надзора в сфере оборота зерна и продуктов его переработки на Россельхознадзор, а функции по нормативно-правовому регулированию в этой сфере – на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Необходимо предусмотреть осуществление  государственного контроля (надзора) посредством сертификации:
- при осуществлении закупок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, в том числе в федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при их хранении , а  также при транспортировке    зерна     федерального   интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв, при их хранении в  составе государственного резерва и транспортировке;
при ввозе (вывозе) зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации.

 

Источник: IDK.Эксперт