В последнее время Госдума приняла много законодательных актов, касающихся производства и потребления спиртных напитков. Не все они пока вступили в силу, но что-то уже работает. О том, как законодатели пытаются привести алкогольную отрасль в порядок и что в результате ждет потребителей, "РБГ" попросила рассказать зам преда думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского.
РБГ: Дума прошлого созыва многое сделала для того, чтобы рынок алкоголя в нашей стране был более цивилизованным. Какие законодательные акты в области производства и потребления алкогольной продукции вы считаете наиболее важными?
Звагельский: Самое главное - был принят новый механизм государственного регулирования отрасли. На это были направлены все законодательные инициативы. Создан законодательный инструмент для того, чтобы привести отрасль хотя бы в то состояние, в котором у нас находятся другие отрасли экономики. Ведь не секрет, что рынок алкоголя был более закрыт и криминализован, чем другие рынки. В частности, мы ввели жесткую систему лицензирования производства алкогольной продукции. Принят комплекс запретительных мер как первый этап политики, которая должна привести к снижению неконтролируемого потребления алкоголя.
Были введены определения всех видов алкогольной продукции, что очень важно, поскольку сегодня непонятно, какой продукт к какой категории относится, и потребитель, покупая один продукт, на самом деле приобретает совсем другой.
Проведена достаточно серьезная работа по предотвращению потребления алкоголя среди детей. Кроме того, было введено много технических мер, которые позволяют минимизировать производство и продажу контрафакта. Это был первый блок законодательных инициатив, в который мы продолжаем вносить поправки, чтобы закрепить механизм, создающий госконтроль и госрегулирование рынка. Второй же блок направлен на деалкоголизацию населения.
РБГ: Многие заводы из-за проблем с лицензированием вынуждены сворачивать производство. Чем это вызвано?
Звагельский: Новые правила лицензирования - это механизм, который еще не до конца отлажен. Естественно, сигналов поступает много. Большинство предприятий, которые лишились лицензий, продолжают заниматься производством и продажей контрафактной продукции. При этом они все же стараются получить лицензии правдами и неправдами, но правила строги, и им это вряд ли удастся. Есть и другая категория "неудачников". Это предприятия, которые имеют производственные мощности, не соответствующие лицензионным требованиям. Требования ведь касаются и экологической ситуации, а мы знаем, что многие заводы, которые не получили лицензию на производство спирта, не установили систему переработки барды и сбрасывали эти отходы производства в реки, хотя и говорили, что отправляют ее на какие-то откормочные комплексы. Введение этой нормы переносилось несколько лет, у них было время, чтобы исправить ситуацию. Первоначально об этом было заявлено пять лет назад, и сроки переносились по просьбам производителей неоднократно. Тот, кто хотел это сделать, - сделал и сейчас спокойно работает. А тот, кто хотел проскочить по старинке, сейчас остался ни с чем.
Если мы говорим о производстве алкогольной продукции, то здесь главная причина лишения лицензий - контрафакт. Производство должно быть оснащено оборудованием, которое позволяет учитывать объемы производства. Если этого нет, то лицензии тоже соответственно никогда не будет. Когда мы говорим о лишении лицензий в оптовой торговле, мы тоже в первую очередь имеем в виду торговлю контрафактной продукцией.
Я не говорю, что закон идеален, мы продолжаем над ним работать. Там имеется большое количество огрехов, которые в ближайшее время нужно будет ликвидировать. Если предприятия не согласны с тем, что их лишают лицензии, и уверены в своей правоте, они подают иски в суды. Большинство таких предприятий выигрывают дела в судах, и им возвращают лицензии. Те же предприятия, которые занимались, мягко говоря, незаконной деятельностью, в суды не идут.
РБГ: Некоторые эксперты говорят о том, что государство стремится сократить число операторов (производителей, продавцов, импортеров) на рынке, чтобы легче было ввести госмонополию. Так ли это?
Звагельский:Перераспределения в пользу какого-то алкогольного пула не происходит. Никакого укрупнения бизнеса мы не планируем. Если предприятия уходят с рынка, то это естественный процесс. Хотя лично я считаю, что полукустарного производства алкогольной продукции, которая может навредить здоровью людей, быть не должно. У технически отсталых и малоэффективных предприятий не будет средств для приобретения оборудования, на котором сегодня можно производить качественную продукцию. Но таковы реалии бизнеса. Если мы говорим о производстве алкогольной продукции, то это в значительной степени средний бизнес, а в сфере оптовой и розничной торговли как раз действует огромное число предприятий малого бизнеса, и это абсолютно нормально.
Когда возник вопрос о том, как сделать рынок цивилизованным, мы действительно обсуждали, что вводить: госмонополию или госрегулирование. Остановились на госрегулировании, потому что это, на наш взгляд, более эффективный инструмент в борьбе с контрафактом. Если сегодня предприятие было частным, а завтра стало государственным, то это вовсе не значит, что оно перестало производить контрафакт. Оно будет продолжать его выпускать и под крышей государства. На мой взгляд, контрафакт даже увеличится в разы. Сейчас есть много хороших региональных частных заводов, которые, став государственными, наверняка станут выпускать контрафакт. Но госрегулирование - это не догма. Если оно себя не оправдает, если система будет давать сбои, возможно, государство придет к мысли о создании госмонополии. Опять же в отдельном аспекте, например в розничной торговле. Система специализированных магазинов - первый шаг на этом пути. Но это возможно только в случае, если госрегулирование не достигнет поставленной цели.
РБГ: Закон о регулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции еще не заработал, а вы уже вносите в него поправки. Чем это вызвано и в чем суть ваших поправок?
Звагельский: Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступил в силу уже в прошлом году. Большинство пунктов начало действовать с 1 января 2012 года, некоторые начинают действовать с 1 июля 2012 г., некоторые - с 1 января 2013 г. Когда принимался закон, задача была как можно быстрее урегулировать недопустимую ситуацию на рынке. Сейчас мы дорабатываем существующий закон поправками. Они вносятся с учетом реалий. В частности, поправки, касающиеся лицензирования производства пива. Лицензирование производства пива должно было быть введено с 1 июля этого года. Но мы специально отложили эту меру, чтобы по возможности освободить от лицензирования мини-пивоварни и стараться не навредить добросовестным производителям пива. Также много было неточностей относительно определения некоторых видов винодельческой продукции, натуральных напитков типа сидра и медовухи. Кроме того, действующая редакция закона устанавливает запрет на заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это положение направлено против фирм-однодневок. Но получилось так, что мы фактически запретили факторинг. Естественно, в любом законе, особенно в таком большом, недочеты есть. Поправки будут вноситься постоянно. Если закон не обрастает поправками, значит, он изначально не работает.
РБГ: Эксперты говорят, что подобный закон был ранее принят на Украине, но так и не заработал. Это, в частности, касается условий транспортировки алкогольной продукции. Не может ли такое случиться у нас?
Звагельский: Наш рынок при всех своих минусах гораздо более цивилизованный, нежели украинский. Там законы в основном ужесточают документооборот. А у нас есть реальные инструменты контроля, например системы ЕГАИС и ГЛОНАСС, которые позволяют прослеживать не только движение товара от производителя к конечному покупателю, а также мгновенно определять все работающие и неработающие заводы. На Украине такого не было и нет. Хотя вопрос так называемой "охраны" предприятий, работающих без лицензий, на сегодняшний день наиболее злободневный. Если раньше в Северной Осетии было около 40 заводов, которые работали в "третью смену", то есть выпускали неучтенную продукцию, то сейчас, наверное, уже больше ста таких предприятий. Этот вопрос нужно, видимо, решать комплексно, потому что на местном уровне не хотят, а на федеральном не могут с этим справиться. Предприятия фактически уходят в тень. Если мы говорим, что количество контрафакта у нас снижается очень медленно, то это не потому, что мы плохо работаем, это не пробел в законодательстве, это совсем другая наша тяжелейшая проблема - это коррупция.
РБГ: Акцизы на алкоголь по плану Минфина будут все время расти. Не приведет ли это к серьезному росту доли суррогатов и нелегального алкоголя?
Звагельский: Вопрос акцизов очень важен. Здесь все надо скрупулезно просчитывать. Все разговоры о том, что бутылка водки должна стоить тысячу рублей или сто рублей, абсолютно несостоятельны. Непомерный рост акцизов приведет к росту криминала в отрасли. Если сейчас вокруг предприятия стоят два кордона охранников, то будет стоять десять, которые будут "крышевать" этот бизнес, потому что резко возрастет возможность зарабатывать на нелегальной продукции. Здесь очень четко нужно просчитывать экономические реалии и платежеспособность потребителя на конкретный период. Не на 100 или 200 процентов нужно повышать акцизы, а на столько, на сколько это возможно сегодня. Человек, который потребляет алкоголь в умеренных дозах, должен иметь возможность после покупки продуктов первой необходимости покупать алкоголь, а не копить на него.
РБГ: Есть ли в планах вашего комитета законопроекты, направленные на дальнейшее совершенствование регулирования производства, оборота и потребления алкогольной продукции?
Звагельский: Будет внесено достаточно большое количество поправок, связанных с упорядочением рынка. Но самое главное: мы уже готовим второй законодательный пакет по деалкоголизации общества. Основной задачей Госдумы в области отраслевого регулирования на 2012 год станет разработка очередного пакета законопроектов, которую условно можно разделить на два больших блока - "социальный" и "технический". Данный пакет будет в основном сконцентрирован на социальном аспекте: развитие социальной рекламы, профилактика алкоголизма и социальная ответственность бизнеса. Во второй части пакета будут вопросы, связанные с совершенствованием законодательства при использовании системы ЕГАИС, лицензирования розничной торговли, ужесточения законодательства за подделку акцизных марок и оборота контрафактной продукции. А также с существенным ужесточением наказания для чиновников, которые "крышуют" не только нелегальный алкоголь, но и схемы производства контрафакта и ухода от налогов, такие действия, на мой взгляд, должны быть приравнены к статьям Уголовного кодекса, где говорится о подрыве безопасности государства.
Источник: РГ-Бизнес N841 от 27 марта 2012 г.
|